Двигатель ЯМЗ-238

                                                

 

Изготовитель: Ярославский моторный завод

Начало выпуска: 1963 г.

                              

Общие сведения:

Двигатель дизельный 4-тактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90°

Предназначен для установки на грузовые автомобили и самосвалы Кременчугского автомобильного завода полной массой до 25 т и автомобильные тягачи, используемые в составе автопоездов полной массой до 50 т и для поставки в запасные части к ним

 

Условия нормальной эксплуатации:

Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +50° до -45°С, при условиях обеспечения температуры не более 70°С в подкапотном пространстве, замеренной над серединой ТНВД на расстоянии не более 100 мм, относительной влажности воздуха до 98% при +25°С, а также в горных районах на высоте до 3000 м над уровнем море при при соответствующем изменении мощности.

Допустимые углы кренов двигателя:

продольные:  18°,

поперечные:  12°

 

Комплектации:

238-1000010                 Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач (основная комплектация)

238-1000016                 Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач (основная комплектация для запасных частей)

238-1000175                 Двигатель в сборе (основная комплектация)

238-1000186                 Двигатель в сборе (для запасных частей)

238-1000011                 Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач (1-я комплектация)

238-1000017                 Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач (1-я комплектация для запасных частей)

238-1000187                 Двигатель в сборе (1-я комплектация для запасных частей)

238-1000012                 Двигатель с генератором Г288, в сборе со сцеплением, коробкой передач (2-я комплектация)

238-1000018                 Двигатель с генератором Г288, в сборе со сцеплением, коробкой передач (2-я комплектация для запасных частей)

238-1000177                 Двигатель с генератором Г288, в сборе (2-я комплектация)

238-1000188                 Двигатель с генератором Г288, в сборе (2-я комплектация для запасных частей)

 

                                     Основные технические данные:

 

атмосферный, четырехтактный, с воспламенением от сжатия; с непосредственным впрыском

Количество цилиндров                                                                               8; v-образное расположение

Рабочий объём цилиндров, л                                                                      14,86

Размерность двигателя, DxS, мм                                                           130х140

Степень сжатия                                                                                          16,5

Номинальная мощность при 2100 мин-1, кВт (л.с.)                      176 (240)

Максимальный крутящий момент при 1600 мин-1, Н.м (кгс.м)             883 (90)

Порядок работы цилиндров                                                                        1-5-4-2-6-3-7-8

Минимальная частота вращения холостого хода, мин-1                    600±50

Масса незаправленного смазкой без КПП, кг                                               1085

Ресурс до первого кап. ремонта, ч                                                              10 000

 

 

Удельные показатели:                                                                     

Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               11,84 (16,15)

Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           223 (164)

Средняя скорость поршня, м/с                                                                     9,8

Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           678,6 (6,92)                     

Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  6,16 (4,52)                    

Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   73,01

                                    

Эксплуатационные данные

Топливо                                                                                                      дизельное

Летом при 0°С и выше                                                                                 Л-0,2-40; Л-0,5-40

Зимой при -20°С и выше                                                                             З-0,2 минус 35; З-0,5 минус 35

         при -30°С и выше                                                                              З-0,2 минус 45; З-0,5 минус 45                                                       

         при -50°С и выше                                                                              А-0,2; А-0,4

Масло  

всесезонно                                                                                                  М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В) 

летом                                                                                                          М-10В2

зимой                                                                                                          М-8В2; М-8В1

Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз "Тосол-А40" или вода

 

http://s2.uploads.ru/t/paRsg.jpg

 

Основные узлы и детали

 

Блок цилиндров литой, из низколегированного чугуна, отлит за одно целое с верхней частью картера

 

Гильзы цилиндров "мокрого" типа, из легированного чугуна, уплотнение водяного стыка обеспечено тремя резиновыми кольцами

 

Головки блока цилиндров 2 литые из низколегированного чугуна, по одной на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов

 

Камера сгорания однополостная в поршне

 

Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава

 

Поршневые кольца:

компрессионные: 3, трапецеидального сечения, наружная поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома,

маслосъёмное: 2, коробчатого сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью

 

Поршневые пальцы стальные, плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничивается стопорными кольцами

 

Шатуны стальные, двутаврового сечения, с косым разъёмом нижней головки шатуна и продольным сверлением для подвода смазки к пальцу

 

Коленчатый вал стальной, 5-опорный, изготовлен методом штамповки, с привёртными противовесами. Диаметр коренных шеек - 110 мм, шатунных - 88 мм

 

Подшипники коренные и шатунные со сменными тонкостенными биметаллическими сталебронзовыми вкладышами

верхней головки шатуна   бронзовая втулка

 

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

 

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый

 

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

 

Толкатели клапанов стальные, роликовые, качающегося типа

 

Штанги толкателей из стальной бесшовной трубы, с запрессованными с обеих сторон стальными наконечниками

 

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

 

Коромысла клапанов стальные, штампованные

 

Клапаны 2 на цилиндр- впускной и выпускной

впускные из стали 40Х10С2М, диаметр тарелки 61 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм

выпускные из стали 45Х14Н14В2М, с наплавкой рабочей фаски сплавом ВЗК, диаметр тарелки 48 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм

 

Пружины клапана 2, с противоположным направлением витков

 

Фазы газораспределения, град:

открытие впускного клапана до в.м.т.                         20

закрытие впускного клапана после н.м.т.                    46

открытие выпускного клапана до н.м.т.                       66

закрытие выпускного клапана после в.м.т.                  20

 

Сцепление

модели ЯМЗ-238, 2-дисковое, сухое, фрикционное, с периферийными цилиндрическими пружинами. Ведомые диски с демпферным устройством. Наружный диаметр ведомого диска 400 мм.

 

Подвеска двигателя

Количество опор    3

передняя               1 - кронштейн на крышке шестерён распределения

задние                  2 - расположены с обеих сторон картера маховика

 

Система смазки

 

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием

Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг и втулки толкателей. ТНВД и регулятор частоты вращение оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя

Масляный насос      шестерёнчатый, 2-х секционный

Масляный фильтр 2 - грубой очистки - сетчатый, металлический, включён в систему последовательно, тонкой очистки - центробежный, включён параллельно

Масляный картер стальной, штампованный, "мокрого"типа

 

Система питания разделённая

Смесеобразование объёмное, с организацией движения воздушного заряда в камере сгорания

Топливный насос высокого давления 8-плунжерный, золотникового типа, установлен в развале блока цилиндров

Регулятор частоты вращения механический, всережимный, центробежного типа, прямого действия

Муфта опережения впрыска топлива автоматическая, центробежного типа, прямого действия

Топливоподкачивающий насос поршневого типа, с насосом ручной подкачки топлива

Форсунка закрытого типа, с многодырчатым распылителем

Топливные фильтры

грубой очистки             со сменным фильтрующим элементом

тонкой очистки             со сменным фильтрующим элементом

Воздухоочиститель инерционно-масляного типа

 

Система охлаждения

 

Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости

Водяной насос центробежный, с приводом от коленвала

Вентилятор  6-лопастный, осевого типа

Термостат   2- с твёрдым наполнителем

 

Электрооборудование                                      

 

Номинальное напряжение                                                  24 В

Генератор                                                                         Г-273А (Г-288)

Стартер                                                                            СТ103А-01

 

Заправочные ёмкости

 

Система смазки двигателя                   29 л

Система охлаждения без радиатора    20 л

Воздухоочиститель                             1,0

Муфта опережения впрыска                0,14

 

Основные данные для контроля    

 

Зазор между клапанами и коромыслами, мм                  0,25-0,30

Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С    

на 2100 оборотах                                               4,0-7,0 кгс/см2

на 500 оборотах                                                 1,0 кгс/см2

Температура жидкости в системе охлаждения, град     75-98°С

Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,6%

Установочный угол опережения впрыска, град                                21±1

Давление начала подъёма иглы форсунки, мПа (кгс/см2)   16,18+1,47 (165+15)

 

Источник:

Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНААВТОПРОМ 1984 г


                                                   Возможные неисправности двигателей семейства ЯМЗ -238

16.09.2018