МТ-ЛБ: нестареющая легенда
МТ-ЛБ (МТ-ЛБу) является многоцелевым гусеничным шасси высокой проходимости. Предназначено для использования в качестве гусеничного тягача и транспортного средства для перевозки пассажиров и груза, а также для монтажа на него различного оборудования. МТ-Лбу является удлиненной версией МТ-ЛБ, имеет 7 катков с каждой стороны.

Изначально, в 1964 году, машина была спроектирована, как артиллерийский тягач, для замены устаревшего уже к тому времени артиллерийского тягача АТ-П. При этом, назвав свое детище многоцелевым тягачом, конструкторы Харьковского тракторного завода, видимо, сами тогда еще не подозревали – насколько они были правы, и какая легендарная судьба уготована спроектированной ими машине. Их правоту и точность этого определения подтвердило время, полувековой опыт производства, модернизации и эксплуатации этой машины, ее применения в самых различных военных структурах, отраслях народного хозяйства и в широчайшем спектре географических и климатических условий.

 На сегодняшний день на базе МТ-ЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин, которые даже нет смысла перечислять в данной статье, чтобы не утомить читателя. Тем более, что производство и модернизация МТ-ЛБ производились и производятся не только в России, но и в других государствах ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время в Российской Федерации  ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО «Муромтепловоз», на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» и Иркутском заводе гусеничной техники. И даже не вдаваясь пока в технические характеристики и особенности устройства этой машины, которые делают ее поистине уникальной, можно привести несколько объективных обстоятельств, которые без ложной скромности ставят эту технику в разряд легендарных брэндов мирового машиностроения. И первое из них – это то, что, как уже  говорилось выше, начиная с 1964 года и до сих пор машина серийно производится и модернизируется. Говорит это, с одной стороны, о том, что данная продукция пользуется спросом. А с другой стороны о том, что конструкторами этой машины в середине прошлого века была создана машина с таким заделом для модернизации, который до сих пор позволяет поддерживать ее на современном уровне и достойно конкурировать в своей нише с более поздними и даже современными образцами техники. И нужно сказать, что в настоящее время в сегменте легких гусеничных тягачей в нашей стране, МТЛБ, по своей распространенности, является несомненным лидером.

Применяемость этих машин поистине поражает своей масштабностью и универсальностью. И это является вторым объективным обстоятельством, позволяющим говорить о легендарности данной машины. Они несут службу в Вооруженных силах, в различных родах войск (артиллерия, ПВО, мотострелковые и инженерные войска, войска связи и РХБЗ), широко применяются в народном хозяйстве, в труднодоступных районах Сибири, тундры, на нефтегазовых месторождениях, в охотхозяйствах. Также на шасси МТ-ЛБ разработан и производится широкий спектр техники для спасательных служб. Вот, что касается применяемости машины - она практически на все случаи жизни, и эта машина – трудяга с безупречным многолетним рабочим стажем.

                   Устройство характеристики и конструктивные особенности.

      Коротко об общем устройстве, технической характеристике и особенностях конструкции машины. В состав машины входят корпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и КИП, средства связи, вспомогательное и специальное оборудование.

      Корпус машины сварной, цельнометаллический. По расположению узлов, агрегатов, приборов и размещению экипажа корпус делится на четыре отделения: трансмиссионное отделение и отделение управления (расположены в передней части корпуса), моторное (в средней части корпуса) и транспортно-грузовое отделение (в задней части корпуса). Силовая установка включает двигатель с обслуживающими его системами: питания топливом, воздухом, смазки, охлаждения и подогрева, выхлопная. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что машина адаптирована к эксплуатации в самых суровых зимних условиях. Она оснащена высокоэффективной системой подогрева двигателя, обеспечивающей его разогрев и запуск при низких температурах. Трансмиссия включает главный фрикцион, главную передачу, систему смазки главной передачи, бортовые передачи, валы и зубчатые муфты. Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и балансирно-торсионной подвески. Вспомогательное оборудование включает системы жизнеобеспечения экипажа (отопление, вентиляция), системы стеклоочистки и стеклообмыва. Спектр специального, а также рабочего оборудования определяется назначением машины и ее конкретной модификацией. К этому оборудованию также относится оборудование для обеспечения плавучести.


Что касается технических характеристик, которые нужно рассматривать применительно к конкретной модификации машины, - здесь речь пойдет только об общих характеристиках.

Итак, массогабаритные характеристики. По массе МТ-ЛБ, как правило, не превышает 10 тонн при грузоподъемности 2,5 тонны. Это обстоятельство позволяет машине иметь такое полезное для вездеходов качество, как плавучесть. Передвижение по воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Габаритные размеры гусеничного шасси МТ-ЛБ не превышают допуски, установленные для перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом. И это очередной плюс, так как вся гусеничная техника, как правило, негабаритная. Ее перевозка требует специальных разрешений и выливается в значительные дополнительные расходы.

Рассматривая силовую установку машины, нужно сказать, что устроена она по классическому принципу, за исключением расположения моторного отделения. Оно расположено в центре корпуса, за отделением управления, и смещено к левому борту. Между правым бортом и двигателем имеется небольшой проход, соединяющий отделение управления с транспортно-грузовым отделением. Основой силовой установки является не менее легендарный двигатель ЯМЗ-238, в различных модификациях, мощностью от 240 до 320 л.с. Этот двигатель по праву пользуется репутацией одного из самых надежных и неприхотливых отечественных двигателей. Данный двигатель обеспечивает тягачу движение по шоссе со скоростью 60 км/ч и удельную мощность не менее 19,6 л.с/т, что вкупе с низким удельным давлением на грунт (0,46 кг/см²) обеспечивает машине высокую проходимость по глубокому снегу, грязи и крутым горным дорогам.

МТ-ЛБ обладает хорошей плавностью хода по пересеченной местности, что обеспечивается конструкцией ходовой части и трансмиссии машины. Подвеска машины торсионная, независимая, с использованием гидравлических телескопических амортизаторов на первых и последних узлах подвески. Оригинальная конструкция трансмиссии вкупе с двойным подводом мощности обеспечивает транспортеру высокие скорости движения и маневренность, а также разворот на месте с радиусом, который равен ½ ширины машины. Что очень важно в лесистой местности и при работе в ограниченных пространствах. И в отличие от современных гусеничных машин с гидромеханической трансмиссией, в МТ-ЛБ все эти функции реализованы в механической главной передаче (аналог механической КПП), обладающей высокой эксплуатационной надежностью. Также нужно сказать, что в конструкции трансмиссии машины предусмотрен отбор мощности на рабочее оборудование. Машины комплектуются разными типами гусениц, которые по устройству шарнирных соединений траков делятся на 2 вида: гусеница с открытым шарниром, и более современная – гусеница с резино-металлическим шарниром, обладающая повышенным ресурсом работы и пониженной шумностью. Кроме этого, есть гусеницы стандартной ширины (ширина трака 350мм), и с увеличенной шириной траков (565мм). МТ-ЛБ с такими гусеницами обладает давлением на грунт всего 0,28 кг/см², что меньше, чем у человека, и применяется в заснеженных и заболоченных районах. По сухому грунту МТ-ЛБ с грузом в состоянии преодолеть подъем крутизной в 35°, при наличии прицепа до 25°.

Что касается систем жизнеобеспечения, то здесь заслуживает внимания такой плюс, как наличие в стандартной комплектации машины автономной отопительно-вентиляционной установки, позволяющей поддерживать оптимальный температурный режим в кабине, особенно при работе в холодных климатических условиях.

Ну и последнее здесь – это задняя часть корпуса машины, так называемое транспортно-грузовое отделение. Это отделение является стартовой площадкой для полета конструкторской мысли. В зависимости от модификации машины, там могут размещаться люди, грузы, монтироваться самое различное оборудование. Например – буровые установки.

 Сильные и слабые стороны, из опыта эксплуатации и ремонта машины в нашей организации.

С такими машинами, в частности, мы имели опыт работы в нашей организации. И этот опыт показывает, что машина надежная и, наверное, как никакая другая, адаптирована к нашим отечественным климатическим условиям, а самое главное – к особенностям опять-же нашего, российского, отношения к эксплуатации техники. То есть машина, в определенной мере, обладает таким качеством, как дуракоустойчивость. И даже при неудовлетворительном соблюдении персоналом правил эксплуатации, машина ездит до последнего и выполняет свои функции. Так, из общего количества машин, поступивших в нашу организацию для ремонта в  2015 - 2016 годах, все были на ходу, несмотря на то, что их эксплуатация проводилась на износ (точнее – на убой), и при их осмотре у наших специалистов волосы вставали дыбом, как они еще могли ездить. Хочется отметить также простоту в конструкции и высокую степень ремонтопригодности (в том числе и с учетом распространенности и доступности запасных частей к ней). В эксплуатационном плане отмечу простоту и удобство в управлении, хорошую маневренность, простоту в проведении технического обслуживания, доступность эксплуатационных материалов. В эксплуатации и обслуживании машина не требует высококвалифицированных специалистов и не боится жестких условий эксплуатации. Как недостаток, отмечу недостаточную прочность корпуса по днищу и бортам. Опять-же, по нашему опыту работы в 2015 – 2016 годах, все машины имели значительные деформации листов обшивки днища, что привело к разгерметизации корпуса в местах вырывов металла и по посадочным местам технологических лючков днища. На одной машине произошло искривление плоскости направляющего колеса относительно борта, в результате деформации борта корпуса в районе отверстия под кривошип направляющего колеса. В результате данного искривления, гребень гусеницы выходил на наружную сторону направляющего колеса. И, кстати, с такой неисправностью машина длительное время эксплуатировалась и выполняла свои функции. Ну и, пожалуй, как недостаток отмечу затрудненный доступ к агрегатам и приводам управления трансмиссией на машинах, где главная передача расположена под отделением управления. Чтобы туда добраться, требуется большой объем подготовительных работ.

 И тут-же простой совет: чтобы пореже туда лазить – нужно очень внимательно следить за регулировками приводов управления и своевременно их восстанавливать, в соответствии с нормативно-технической документацией. Также нужно следить за уровнем масла в главной передаче, своевременно его менять, применяя при этом марки масел в строгом соответствии с рекомендациями изготовителя. Так как ремонт главной передачи – это тоже весьма трудоемкое и дорогостоящее мероприятие. Ну и беречь корпус машины от пней, валунов, бетонных фрагментов и других неприятностей, в том числе и от боковых ударов. Имея здесь ввиду два обстоятельства. Первое – это то, что обладая проходимостью танка, по своей броневой защите эта машина далеко не танк, более того – такой задачи при ее проектировании и не ставилось. И второе это то, что корпус машины – он, конечно, тоже ремонтопригодный и восстановить его в большинстве случаев можно. Другое дело, профессионально это можно сделать только в процессе капитального ремонта, так как для того, чтобы ремонтировать корпус, его нужно сначала полностью (либо частично) освободить от агрегатов и оборудования. Именно поэтому в эксплуатации машины нужно быть аккуратным и не лихачить там, где этого не позволяют условия местности. Особенно если хотите сохранить такое ее качество, как плавучесть.

      В целом, впечатления от МТ-ЛБ только положительные. Кстати, за десятки лет эксплуатации эта машина обросла такими простонародными шутливыми названиями, как «мотолыга», «мотолаба», «эмтээлбэшка». И названия эти отнюдь не ехидно-уничижительные, подчеркивающие какие-либо недостатки или несовершенство конструкции. А ласковые и уважительные, свидетельствующие о легендарности и популярности в народе этой машины, гордости этим брэндом отечественного машиностроения, уважении и восхищении ее надежностью и уникальными эксплуатационными качествами.

     Наша организация по данной технике предлагает разнообразные услуги и формы сотрудничества: от поставок запасных частей до восстановительного ремонта. Информация по запасным частям МТ-ЛБ и ТГМ,  контактная информация размещены на нашем сайте. Наши специалисты всегда готовы вас выслушать и рассмотреть ваши запросы и предложения, оказать посильную помощь по всем, интересующим вас вопросам.                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                   Автор: Панфилкин А.А.

                                                                                                                                                                                                                                                  ООО "Батмастер- Истра"

28.12.2017

Рекомендуемые товары