Первое знакомство с БАТ - М
 Лет двадцать назад, на работе случилась небольшая неприятность. Утонул  в котловане под самую башню наемный экскаватор, техническое состояние которого, не позволяло ему вылезти самому, короче убитый экскаватор. 
           
Руководство  договорилось и решило взять в  воинской части путепрокладчик  БАТ-М (изделие 405му). Мне предстояло загрузить его на трал и сопроводить до места. БАТ-М относится к инженерной технике, прокладывает дороги и так далее. Погода ужасная, конец осени, мелкий дождь, холодно. Мы прибыли к воинской части и стали ждать неведомую тогда, чудо технику БАТ-М. Подошел трал с очень высокой платформой, на такую можно только запрыгивать, а не заезжать. Вскоре услышали шум мотора, лязганье гусениц и увидели монстра, извергающего клубы дыма. БАТ-М как огромная птица распустила  огромный передний отвал (П0100-00-00), над кабиной нависала стрела крановой установки (П1000-00-00), ненатянутые гусеничные  ленты (401.44Сб-Д) визжали, траки (54.44.004-2 - с гребнем, 54.44.005-2 - без гребня) набегали на ведущие колеса (401.11.19Сб).
 
 Как то не верилось, что БАТ-М заедет на трал и выполнит свою работу. Машина остановилась, вылез  механик, видимо вольнонаемный, лет сорока сержант. Михаилом зовут, перекурили.  С замиранием сердца стали смотреть, как БАТ-М стал взбираться на трал, но Миша спокойно загнал БАТ-М на платформу. Опустили бульдозерный отвал и не закрепляя машину, двинулись к месту. Как оказалось, БАТ-М не особо убитый, просто Михаилу некогда следить за ним. Да и в то время армия была в упадке, как и вся стана. Мы думали, что БАТ-М будет тащить экскаватор как буксир, а оказывается, он оснащен лебедкой с толстым тросом. Лебедка (401.18.1Сб-4) может вытащить очень тяжелые машины, даже танки, ну и себя конечно. Трал с БАТ-М был негабаритным, но вроде с ГАИ договорились и сами на машине  прикрывали трал от вытаращивших глаза, встречных водителей легковушек. 
              
Дошли до места, Михаил съехал с трала, БАТ-М он вроде даже не глушил, то ли стартер неисправен был, хотя машину можно запускать и воздушным запуском, надежная система, если есть воздух в баллонах. При движении по дорожкам поселка, пришлось подкладывать доски, чтоб не раздавить асфальт. Ну, вот и «утопленник», экскаватор стоял в жиже с  заведенным двигателем, но сил гидравлики не хватало машине даже чтобы отжаться от грунта. БАТ-М поставили в исходное положение, Михаил включил лебедку, и ребята потянули коуш с тросом к экскаватору. Зацепились за экскаватор и по команде попробовали вытаскивать с помощью лебедки БАТ-М. Трос натянулся, Михаил увеличил обороты двигателя на БАТ-М и экскаватор вроде бы как тронулся слегка. Продернули немного экскаватор, потом он уперся в землю и встал, как вкопанный. По асфальту  БАТ-М стало стаскивать, от нагрузки порвался трос. Быстро заправили  его  в коуш и попытались еще БАТом  вытащить экскаватор, не получалось, снова стаскивало БАТ. Подогнали два экскаватора, которые стали придерживать БАТ-М от сползания. Бесполезно. Подогнали экскаватор к «утопленнику», подцепили под переднюю часть ковшом. Приподнялся экскаватор. И тогда уже в три тяги, два экскаватора и БАТ-М выдернули из грязи машину.  Стали осматривать БАТ-М. Машина - серьёзная, крепкая. С такой, наверно не было бы проблем по буксировке техники на стройке,  да и земляные работы можно выполнять, планировка, засыпка траншей. Незаменим БАТ-М  в северных районах, в болотистой местности, в условиях бездорожья. БАТ-М требует от механика хорошего знания данной  техники. Своевременное техническое обслуживание – залог безотказной работы БАТ-М. Отогнали БАТ-М к тралу, Михаил загнал снова машину на трал. Поблагодарили его за работу и сопроводили до места.
           
За долгую работу механиком, видел много строительной техники, работал с ней, ремонтировали и обслуживали. БАТ-М – достойная машина. Сборка качественная, не каждая современная машина сделана из хорошего металла и материлов, гидравлическая система надежная, ходовая часть, двигатель, и трансмиссия – все это сделано для военных, а значит, проверялось  и выпускалось без брака!
         
Характеристики БАТ-М не буду описывать, я просматривал сайт  ООО  «БАТМАСТЕР-ИСТРА» там и наткнулся на описания машины и фотографии этой многофункциональной машины. Вот  и вспомнил эту историю знакомства с БАТ-М.
                                                                                                               
 Л.В.
 

03.05.2017

Рекомендуемые товары