ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ ТИПОВ Д-12

В данной памятке по эксплуатации дизелей типов Д-12 приведены основные рекомендации по подготовке систем силовой установки к пуску, в целях сохранения ресурса двигателя в установленных пределах и недопущения его аварийного выхода из строя, необходимость контрольной проверки всех смазывающих и питательных систем,связанных с двигателем.

Описаны мероприятия по контролю за работой силовой установки, даны рекомендации по остановке дизеля, по его заправке необходимыми и подходящими видами жидкостей. Приведены эксплуатационные условия в зимний период и даны советы по обслуживанию дизеля в перерывах в эксплуатации в разных климатических условиях и на различные временные отрезки. 

 

ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ ТИПОВ Д-12


1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СИСТЕМ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ МАШИНЫ

ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ В НЕЕ НОВОГО (ИЛИ ОТРЕМОНТИРОВАННОГО)ДВИГАТЕЛЯ 

- По системе смазки двигателя: Промыть масляный бак. Обслужить заборный фильтр масляного бака.

- По системе охлаждения и подогрева: Произвести поконтурную опрессовку системы (контур радиатора, контур подогрева). При опрессовке контура подогрева обратить внимание на обогреваемый заборный маслопровод и змеевик маслобака – не герметичность данных контуров может привести к попаданию охлаждающей жидкости в систему смазки. Обслужить и обеспечить исправность подогревателя: во избежание выплавления вкладышей коленчатого вала, запуск двигателя без предварительного разогрева при температурах от +5°С и ниже категорически запрещается.

- Система питания топливом: Слить отстой с топливных баков. Произвести обслуживание фильтра грубой очистки топлива и дренажного клапана системы.

- Система питания двигателя воздухом: Обслужить воздухоочиститель. Обеспечить герметичность трассы чистого воздуха воздухоочистителя.

 

2. ЗАПРАВКА СИСТЕМ ДИЗЕЛЯ 

Для эксплуатациидизеля следует применять топлива, масла и охлаждающие жидкости из перечисленныхв Приложении, но только те конкретные марки, которыеуказаны в формуляре дан­ного дизеля.

Применение нерекомендованныхэксплуатационных материа­лов допускается только после официальногоподтверждения их пригодности поставщиком дизеля.

Категорическизапрещается смешивать смазочные масла раз­личных марок.

Заправку топливом,маслом и охлаждающей жидкостью ПГ "Батмастер-Истра" рекомендует производить закрытой струей или сиспользованием специальных воронок с фильтрами. 

Заправка топливом. Заливать топливо в бак рекомендуется за несколько часов до начала работы, чтобы после отстоя топлива слить возможные осадки избака. Топливо должно быть чистым, а бак тщательно закрыт. 

Заправка маслом. Залить масло в бак через сетчатый фильтр (сетка с размером стороны ячейки в свету 0,5 мм). При низких температурах рекомендуетсядля облегчения заправки и пуска дизеля подогревать заливаемое масло примерно до80°С. Масля­ный бак во избежание переполнения вспененным маслом, нагре­ваемымпри работе дизеля, должен быть заполнен не более чем на 80% его емкости. При наличии в баке масла менее 30 л пуск и работа дизеля не допускаются. 

Заправка охлаждающей жидкостью. Водный раствор трехком­понентнойприсадки для системы охлаждения следует готовить непосредственно перед заправкойсистемы. Требования к воде, со­став присадки и концентрация компонентовприведены в Прило­жении. Требуемое количество присадки,рассчитанное на весь объем системы, необходимо полностью растворить в 10—15 лво­ды, нагретой до 60 - 70°С (для полного растворения присадки ко­личество водыпри необходимости можно увеличить). Приготов­ленный раствор после тщательногоперемешивания залить в сис­тему, а затем добавить воду до требуемого уровня.

При температуреокружающего воздуха ниже +5°С применять низкозамерзающие жидкости марок «40» и«65» по ГОСТ 159—52. Они работоспособны длительно при температуре до +95°С икратковременно до + 105°С на выходе из дизеля.

В связи с большимобъемным расширением низкозамерзающих жидкостей заправить систему охлажденияследует на 4—5 л мень­ше требуемого объема.

 

3. ПОДГОТОВКА К ПУСКУ

Передпуском дизеля необходимо:

- Проверить заправкусистем дизеля топливом, маслом и охлаж­дающей жидкостью;

- Слить отстой измасляного и топливного баков. При наличии в масле охлаждающей жидкости илиметаллических частиц выявить причину и устранить неисправность;

- Открыть крантопливного бака.

- Произвести внешнийосмотр систем. Проверить подвижность тяг соединений и устройств управ­лениятопливным насосом, наличие пускового воздуха в баллонах системы воздухопуска.Давление должно соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации машины.

- Включитьвыключатель батарей и проверить напря­жение бортовой сети. Напряжение должнобыть не ниже 24 В.

Приподготовке дизеля к пуску после монтажа или длитель­ного бездействия ПГ "Батмастер-Истра" настоятельно рекомендует и считает необходимым выполнить дополнительныеработы:

- Проверить крепление дизеляи его агрегатов; надежность кон­тактов в системе электрооборудования; креплениемуфты привода топливного насоса и положение меток на ней (сверить с формуля­ромдизеля).

- Проверить натяжениеремней вентилятора.

- Провести прокачкудизеля маслом при помощи маслопрокачи­вающего насоса, создав давление в главноймагистрали не менее 0,25 МПа (2,5 кгс/см2);

- Провернутьколенчатый вал дизеля вручную или воздухом на 2—3 оборота;

- Удалить воздух изсистемы питания дизеля топливом с по­мощью топливоподкачивающего насоса. Еслипри пуске дизеля обнаружится, что воздух из системы не удален, отвернуть пробкина топливном фильтре и топливном насосе и прокачать систему до истечениятоплива без пузырьков воздуха;

- Устранить всезамеченные неисправности.

 

4. ПУСК ДИЗЕЛЯ 

Надежныйпуск дизеля без применения средств подогрева обес­печивается при температуреокружающего воздуха, топлива и масла не ниже плюс 5°С.

Пуск дизеляосуществляется сжатым воздухом или электро­стартером в такойпоследовательности:

установить приводуправления подачей топлива в положение, соответствующее половине хода наружногорычага регулятора;

включитьэлектромаслопрокачивающий насос[1]. После дости­жениядавления масла в главной магистрали не ниже 0,25 МПа (2,5 кгс/см[2]), не выключая маслопрокачивающего насоса, вклю­читьэлектростартер или открыть кран воздухопуска.

После пуска дизелянемедленно отключить стартер или за­крыть кран воздухопуска, отключитьмаслопрокачивающий насос.

Продолжительностьнепрерывной работы стартера при пуске не должна превышать 5 с. После каждой попытки пуска необходи­мо делать перерыв 10—15 с для охлаждения стартера исохране­ния работоспособности аккумуляторных батарей. Разрешается не более трехпоследовательных попыток пуска, после чего следует принять меры к устранениюпричин неудавшегося пуска.

Следуетпомнить, что при длительной работе маслопрокачива­ющего насоса(производительность примерно 10 л/мин) могут произойти переполнение картера итечь масла из-под маховика.

Для откачки маслапустить дизель, при необходимости слить через сливное отверстие в картере. Воизбежание переполнения бака дозаправка его до откачки масла из картера не разре­шается;

установить частотувращения коленчатого вала дизеля 800— 1000 об/мин. При этом давление масла вглавной магистрали не должно быть ниже 0,25МПа (2,5 кгс/см2);

до включениянагрузки (начала движения) дизель прогреть на холостом ходу с по­степеннымувеличением оборотов дизеля до 1100 об/мин, пока температура охлаждающейжидкости и масла на выходе из дизеля не достигнет 30°С. После этого для ускорения прогрева допу­скается увеличитьчастоту вращения до 1500 об/мин и нагрузить дизель не более чем на 25% номинальноймощности (движением на низших передачах).

Дизель считаетсяпрогретым и готовым для работы на всех режимах при достижении температурыохлаждающей жидкости и масла не менее 65°С.

 

5. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ДИЗЕЛЯ 

При работе дизеляобслуживающему персоналу необходимо внимательно следить за показаниямиприборов.

В случае падениядавления масла или резкого повышения тем­пературы выходящего масла илиохлаждающей жидкости следует выяснить причины и устранить неисправности, а принеобходимо­сти — остановить дизель.

При частоте вращенияболее 700 об/мин амперметр должен показывать зарядку. При заряженныхаккумуляторных батареях и 700—800 об/мин коленчатого вала сила тока зарядкиравна 2—10 А, при разряженных аккумуляторных батареях — до 30 А, а при 1500об/мин — 15—20 А и при большой разрядке доходит до 43 А.

Осмотр,прослушивание работы и проверку температуры дизе­ля во время работы, ПГ "Батмастер-Истра" рекомендует периодически повторять.

Температураохлаждающей жидкости должна быть в пределах 75—95°С, минимально допустимая установившаяся при работе на малыхнагрузках в течение непродолжительного времени — 60°С. Следует помнить, чтонизкозамерзающие охлаждающие жидкости марок «40» и «65» работоспособны притемпературе до +95°С дли­тельно и до +105°С кратковременно.

Максимальнодопустимая температура охлаждающей жидко­сти при закрытой системе охлаждения спаровоздушным клапа­ном — 105°С, призамкнутой системе охлаждения без паровоздуш­ного клапана — 97°С.

Температуравыходящего из дизеля масла должна быть в пре­делах 75—95°С; при работе с малыми нагрузками в течение не­продолжительноговремени — не ниже 60°С. Максимальнодопу­стимая температура — 115°С.

Дляуменьшения выброса несгоревшей смеси масла и топлива из выпускноготрубопровода, нагаро и лакообразования не допу­скается продолжительная работадизеля с малыми нагрузками (ниже 25% номинальной мощности) и при температуреохлаждаю­щей жидкости и масла ниже 60°С.

Допускается работадизеля с нагрузкой 25—40% продолжи­тельностью не более 25 ч (непрерывно илисуммарно). После это­го дизель должен проработать не менее 2 ч при 75—100%-нойна­грузке (для прожига выпускного тракта), при этом температуру охлаждающейжидкости и масла в системах следует поддержи­вать ближе к верхнему пределу.

Сцелью увеличения долговечности дизеля, ресурса до капи­тального ремонтарекомендуется в период приработки (первые 80—100 ч работы) не нагружать егоболее чем на 75% номиналь­ной мощности.

В случаенеобходимости дизель обеспечивает длительную ра­боту в течение срока,указанного в технических данных. Первый этап непрерывной работы дизелядопускается начинать только через 100—120 ч после выполнения разовоготехнического обслу­живания.

 

6. ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЯ 

Дляостановки дизеля необходимо снять нагрузку, уменьшить частоту вращения до800—1000 об/мин и проработать не менее 10 мин, перевести рукоятку изменениячастоты вращения до оста­новки дизеля.

В случае экстренной остановки дизеля под нагрузкой при тем­пературеохлаждающей жидкости выше 80°С провернуть коленча­тый вал 3—4 раза по 3—5 сстартером или сжатым воздухом без подачи топлива, прокачивая систему смазкидизеля электромасло­прокачивающим насосом.

Послеостановки выключить выключатель батарей, закрыть кран топливного бака, обтеретьдизель от возможных за­грязнений, устранить замеченные неисправности.

 

7. ЭКСПЛУАТАЦИЯ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ 

Всеуказания по эксплуатации в зимних условиях относятся к работе дизеля наоткрытом воздухе или в неотапливаемом поме­щении при температуре воздуха ниже 5°С.

Изделия,предназначенные для эксплуатации в зимних усло­виях, рекомендуется оборудоватьподогревателями для предпуско­вого разогрева охлаждающей жидкости, масла идизеля в целом. Для более надежного притока масла трубопроводы от масляногобака и маслопрокачивающего насоса к дизелю должны обогре­ваться системойподогрева. При отсутствии системы подогрева в системах охлаждения и смазкиизделия должны быть установ­лены краны и пробки, обеспечивающие полный сливохлаждаю­щей жидкости и масла из систем после остановки дизеля в зим­нее время.Для обеспечения эксплуатации дизеля зимой заправ­лять топливный и масляный бакизимними сортами топлива и ма­сел, систему охлаждения — низкозамерзающейжидкостью, регу­лятор частоты вращения — смесью из 50% зимнего дизельноготоплива и 50% зимнего масла до уровня контрольной пробки.

Перед пуском дизель разогревать индивидуальным подогрева­телем. В случаеотсутствия подогревателя непосредственно перед пуском дизеля систему охлажденияпрогреть путем пропуска че­рез нее нагретой до 80—90°С воды при открытомсливном кране водяного насоса. Прогрев системы производить до тех пор, покавытекающая из сливного крана вода не будет горячей. После этого кран закрыть изаполнить систему охлаждающей жидко­стью, нагретой до 80—90°С. Одновременно сзаправкой горячей охлаждающей жидкостью заполнить масляный бак горячим мас­лом.Во время разогрева дизеля сделать несколько прокачек сис­темы смазкимаслопрокачивающим насосом. 

Приэксплуатации дизеля в условиях особо низких температур (минус 20°С и ниже) дляразогрева шатунных и коренных под­шипников коленчатого вала, а также дляразогрева застывшего масла в полостях коленчатого вала до состояния текучестиреко­мендуется перед пуском залить в картер дизеля 40—45 л разогре­того дотемпературы 85—90°С зимнего масла. Одновременно на­гретое масло (не менее 15 л)залить в масляный бак. Заливка масла в картер должна быть закончена за 15—20мин до пуска, что обеспечивает, нагрев холодных деталей кривошипно-шатунно­гомеханизма. После заправки масла в картер дизеля провернуть вал вручную илисжатым воздухом по ходу на 2—3 оборота, а затем стартером без подачи топлива (2—3 включения по 4—5 с, с перерывами между включениямистартера 10—15 с).

       Проворачиваниеколенчатого вала и пуск дизеля без предва­рительного разогрева запрещаются. Пуск и прогрев дизеля работойпроизводить, как указано в разделе «Пуск». 

Послеостановки в зимнее время охлаждающую жидкость и масло слить при температуре нениже 50°С. Для слива охлаж­дающей жидкости открыть сливные краныциркуляционного (во­дяного) насоса, сливные краны (пробки) на рубашкахвыхлопных коллекторов (при их наличии), а также пробки на залив­ной горловинерадиатора и охладителях воды и масла и на участ­ках трубопровода системыохлаждения, расположенных ниже сливного крана насоса.

Послеслива охлаждающей жидкости провернуть несколько раз коленчатый вал дизеля безподачи топлива для удаления остатка охлаждающей жидкости из насоса во избежаниепримо- раживания крыльчатки. Сливные краны оставить открытыми.

Дизели,системы охлаждения которых заправлены низкоза­мерзающей жидкостью и оборудованыиндивидуальными подогре­вателями, могут находиться длительное время сзаправленными системами охлаждения.

 

8. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ ПРИДЛИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕРЫВАХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ 

Еслиизделие не планируется эксплуатировать более трех ме­сяцев, а в особыхклиматических условиях (приморские, песчано-­пустынные районы, районы КрайнегоСевера и т. п.) - более од­ного месяца, необходимо дизель законсервироватьсогласно соответствующего раздела Инструкции по эксплуатации дизеля. 

Приперерывах в эксплуатации до трех месяцев, а для указан­ных выше районов с особымиклиматическими условиями - до одного месяца необходимо изделие хранить сполностью заправ­ленными системами. При этом не допускается заправка системыохлаждения водой без присадки. В зимнее время система охлаж­дения должна бытьзаправлена низкозамерзающей охлаждающей жидкостью. 

Приперерывах в эксплуатации менее трех месяцев через каж­дые 15 суток простояизделия, дизель пустить, проработать 10— 15 мин на режиме прогрева и остановить.

  

 

 Приложение

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ 

Для эксплуатации дизеля применять топливо, масла и охлаж­дающиежидкости, рекомендованные настоящей инструкцией, кон­кретные марки их указаны вформуляре дизеля. 

Топливо. По ГОСТ 305—82 первого вида (с массовой долей серы не более0,2%) при температуре окружающего воздуха:

- Л-0,2-40, Л-0,2-61 при 0°С и выше;

- 3-0,2 минус 35 при минус 20°С и выше;

- 3-0,2 минус 45 при минус 30 С и выше,

- А-0,2 при 50 С и выше. 

Для дизеля 1Д12В-300КС1 допускается применять топливо поГОСТ 305—82 второго вида с содержанием серы до 0,5%. При ис­пользовании топливас содержанием серы свыше 0,2% применять масла марок М-20Г2, М-14В2, М-20В2 и М-16ИХП-3 (М-16В2). 

При отсутствии основных марок топлива допускается приме­нятьв неотложных случаях для кратковременной (не более 10% от общего ресурса)эксплуатации дизеля топлива по ГОСТ 10227—86 марок Т-1 и ТС-1 при температуреокружающего воз­духа до минус 50°С. 

Масла.  М-20Г2ГОСТ 12337—84; МТ-16п с присадками ПМС и МНИ ИП-22К ГОСТ 6360—83; М-14В2 ГОСТ 12337-84; М16ИХП-3 (М-16В2)ГОСТ 25770-83; М-20В2 ГОСТ 23497-79, М-20Бп ТУ 38-101593-75. 

Консистентныесмазки.  ВНИИНП-219ТУ 38-101471-74; ВНИИНП-220 ВТУ НП-17-58; ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-80; ЦИАТИМ-203ГОСТ 8773-73; ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80; Литол-24 ГОСТ 21150—75. 

Охлаждающие жидкости.  Притемпературе окружающей среды выше 5°С рекомендуется раствор в чистой мягкойводе (общей жесткостью не более 3 мг-экв/л) трехкомпонентной присадки всоотношении:

бихромат калия по ГОСТ 2652—78 (хромпик калиевый) илибихромат натрия по ГОСТ 2651—78 (хромпик натриевый) из рас­чета 1 —1,2% по весу(10—12 г на 1 л воды);

нитрит натрия по ГОСТ 19906—74 из расчета 0,05% по весу (0,5г на 1 л воды);

тринатрийфосфат по ГОСТ 201—76 из расчета 0,05% по весу(0,05 г на 1 л воды). 

Допускается вместо трехкомпонентной присадки применятьтолько бихромат калия или натрия в количестве 1,2—1,5% по весу. 

Для приготовления охлаждающей жидкости следует применять чистуюмягкую воду из природных источников (реки, озера) или техническую не хлорированнуюводу из водопровода. Применять хлорированную воду можно только после ееотстаивания в течение 2—3 суток или после кипячения. Вода должна удовлетво­рятьследующим химическим требованиям:

общая жесткость, мг-экв/л, не более 3,0;

содержание хлоридов, мг/л, не более 30;

щелочность по фенолфталеину — отсутствие;

pH — водородный показатель — 6,5—7,5. 

Вода из минеральных источников, соленых озер и морская во­дадля использования в системе охлаждения непригодна. Если в местных условияхвозможно применение только жесткой воды, то ее предварительно следуетпрокипятить в течение 15—20 мин, дать отстояться и профильтровать. 

При температуре окружающей среды ниже 5°С рекомендуетсянизкозамерзающая жидкость по ГОСТ 159—52: до минус 35°С — марки «40», до минус60°С — марки «60». 

________________________________________________________________________

Примечание. При необходимости кратковременно допускается исполь­зоватьчистую пресную воду без присадок. При первой же возможности запра­вить системуводным раствором трехкомпонентной присадки. Длительная работа на воде безприсадок снижает долговечность втулок и рубашек цилиндров.

[1]Включатель маслопрокачивающего насоса удерживать включенным не более 1мин.

23.11.2018