
Всем привет! Речь пойдет о путепрокладчике БАТ-М (изделие 405му),
разработанном на базе Артиллерийского тягача АТ-Т (изделие 401).
Изображения машины,
характеристики и прочее можно найти на нашем сайте, а я хотел вам рассказать о
машине с точки зрения ведущего специалиста по ремонту инженерной техники.
Мое знакомство с машиной
произошло в начале воинской службы на дальнем востоке в 90 годы. Тогда еще
молодым лейтенантом, разъезжая по командировкам, в одной из мотострелковых
частей я первый раз увидел БАТ-М.
Тогда еще было непонятно назначение этой машины, но было жутко интересно зачем на
ней столько всякого оборудования (отвал, кран, лебедка). Я служил в
Железнодорожных войсках и у нас ничего
подобного не было.
Прошли годы и вот уже на базе нашего предприятия мы вновь встретились с
этой чудо-машиной, которая поступила к нам в ремонт. Машину пришлось
изучать с нуля, начиная с ее назначения и до последнего винтика. Поначалу было не просто - новый вид техники,
требования к ремонту, опыт работы с данной техникой. Но оказалось, что она при
своем грозном виде относительно проста по сравнению со своим современным собратом
БАТ-2 (Объект 454) с которым я столкнулся
на предприятии в начале моего творческого пути и уже потом с БАТ-М. А посему было с чем сравнивать и
не по картинке.
Одно из преимуществ БАТ-М в том, что на нем
установлена обычная механическая
трансмиссия. Привод от двигателя осуществляется через главный фрикцион (401.07Сб-А) (многодисковый метал по металлу) что
было удивительно как такое возможно. Однако работает и надежно – с уважением к
разработчикам! Далее привод идет на КПП (401.08Сб-1А) и планетарные механизмы
поворота (401.09.2Сб и 401.09.3Сб), благодаря которым машина совершает повороты
с замедлением в 1,42 раза или разворот за счет блокировки ПМП остановочной
лентой. Регулировка приводов управления осуществляется при помощи линейки и
слесарного инструмента. Что не скажешь о следующем поколении машин БАТ-2 с гидравлическим управлением,
которые требуют специальное оснащение и оборудование для диагностики и ремонта
и само собой – подготовленных специалистов.
БАТ-М – машина прошлого, но актуальна и по сей день. Интерес
к машине проявляют организации и предприятия исходя из скоростных характеристик машины и ее производительности:
-производительность прокладки колонного пути
по кустарнику и мелколесью - 4-8 км\ч;
- производительность прокладки
пути по снегу - 8-10 км\ч
Подкупает еще простота конструкции,
теплая кабина за счет обдува радиатора охлаждения и двигателя, который
находится под кабиной, крановая установка (П1000-00-00) в 2т. и вылетом 5.4м, которая обслуживает сама себя при
сборке (разборке) рабочего оборудования, лебедка (401.18.1Сб-4) с усилием в
20т., которая помимо основных функций
помогает при переводе рабочего органа в транспортное положение.
Управление гидросистемой рабочего
органа осуществляется электропереключателями на рычагах управления машиной -
удобно и легко.
На базе нашего предприятия было в
ремонте немало таких машин. Состояние их было разное - искореженные,
некомплектные, покрытые ка мхом ржавчиной.
Приходилось всему коллективу ремонтной бригады прикладывать максимум усилий, чтобы довести машину до требуемого состояния, а затем вместе с заказчиком ощутить чувство восторга от состояния машины.
Роман Ч.
24.08.2017