Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2020»

(отчетная статья по посещению экспозиции военно-инженерной техники, автор – Панфилкин А.А.)

 

     Шестой международный военно-технический форум «АРМИЯ-2020» проходил в подмосковном парке «Патриот» с 24 по 29 августа 2020 г. Наши сотрудники посетили площадки форума и, в частности, - ознакомились с экспозицией и современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) инженерных войск, а также, на полигоне «Алабино», посмотрели демонстрационную часть программы, с участием и показом возможностей военно-инженерной техники.

     Итак, что касается современных образцов ВВСТ, представленных на демонстрационной площадке парка «Патриот», - то там демонстрировались как колесные, так и гусеничные образцы, плавсредства и современная роботизированная техника; образцы техники как уже принятые на вооружение, так и перспективные образцы ВВСТ инженерных войск. Большинство образцов ВВСТ демонстрировались в развернутом виде – т.е. оборудование машин было разложено и переведено из транспортного в рабочее положение; на десантно-переправочных средствах были разложены аппарели, погружена военная техника. И был организован доступ посетителей на машины для их наружного осмотра, что позволило у посетителей на площадке формировать наглядную картину о назначении и возможностях образцов инженерной ВВСТ и создавать общую благоприятную атмосферу от посещения выставки. За что, конечно-же, большое спасибо организаторам экспозиции. Кроме того, у каждого образца ВВСТ находились военные специалисты в звании не ниже майора, которые рассказывали посетителям об особенностях устройства, характеристиках и возможностях техники, охотно отвечали на все вопросы посетителей площадки.

 

     Обзор экспозиции начнем с техники, предназначенной для разбора завалов, разминирования местности и прокладки путей для колонн военной техники и действующей в отрядах обеспечения движения (ООД) воинских соединений и частей. Из образцов такой техники на выставке были представлены инженерная машина разграждения ИМР-3

  на шасси танка Т-90,

бронированная машина разминирования БМР-3МА на шасси танка Т-90А.

Гусеничные шасси обеих машин смонтированы на агрегатах танка Т-90 с двигателем В-84МС мощностью 840 л.с. На обеих машинах бронированные герметичные корпуса, возможность управлять оборудованием без выхода экипажа из машин и действовать в условиях применения противником оружия массового поражения, вооружение обеих образцов включает 12,7мм пулеметную установку закрытого типа. Основное рабочее оборудование ИМР-3 – это универсальный бульдозер. Кроме него оборудование машины включает универсальный манипулятор с телескопической стрелой максимальным вылетом 8м и грузоподъемностью 2т. На которую, в качестве рабочего органа, могут устанавливаться сменные насадки: ковш вместимостью 0,35м³, либо захват. Для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях машина оснащена колейным минным тралом. Возможности машины ИМР-3 по разбору завалов были продемонстрированы в демонстрационной части программы на полигоне «Алабино». Бронированная машина разминирования БМР-3МА оснащена тралящим устройством ТМТ-С со скоростью траления до 15 км/ч.

     Ну и пока что на этом и на пяти предыдущих форумах не было продемонстрировано того, что в перспективе может заменить в войсках путепрокладчики БАТ-М и БАТ-2, производство которых осталось (и, по всей видимости, зачахло – на Украине). Для нашей организации этот вопрос далеко не праздный, так как мы имеем большой наработанный опыт в ремонте и обслуживании такой техники, это наш профиль, а следовательно – и, в какой-то степени, насущный наш хлеб. Может, конечно, функции путепрокладчиков в какой-то степени заменят инженерные машины разграждения – бульдозерное оборудование там во многом сходное с оборудованием путепрокладчиков: их подвижность вполне позволяет совершать марши в колоннах с современной военной техникой, двухтонную крановую установку путепрокладчика вполне заменит и дополнит новыми функциями универсальный манипулятор инженерной машины разграждения. На которой есть все то оборудование, что и на путепрокладчике, за исключением, может быть, только рыхлителя. Но вместо рыхлителя зато имеются дополнительные козыри в лице мощной броневой защиты и оборудования для траления мин и проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях. Но все это пока что – только догадки и предположения. А интрига – что-же в перспективе придет на замену устаревшему и давно снятому с производства путепрокладчику БАТ-М и, может быть пока еще не такому устаревшему, но волею судеб оказавшемуся тоже заграничной и не производящейся промышленностью техникой – путепрокладчику БАТ-2, - эта интрига остается. И она, эта интрига, и то, как она разрешится - нас очень волнует, и этот очередной форум ясности здесь, как видите, пока что не внес.

 

     Инженерная техника для оборудования позиционных районов и расположений войск была представлена землеройной техникой, в виде двух одноковшовых автоэкскаваторов: ЭОВ-3523 на шасси КамАЗ-3523 и ЭОВ-3521М-1 на шасси Урал-4320-1058-31,


со сходными техническими характеристиками по производительности рабочего оборудования.


Экскаватор ЭОВ-3523,



представленный на выставке двумя экземплярами, привлекал глаз посетителей нетрадиционной, для нас пока что, камуфляжной (так называемой – «натовской») раскраской, и выглядел весьма впечатляющие. Кроме этого, привлек внимание так-же военный бронированный бульдозер Б-12С

 

массой 24,4т, который хоть и был без «камуфляжа» в традиционном защитном цвете, но в то-же время выглядел весьма достойно и впечатляюще даже на фоне рядом стоящих внушительных и грозных ИМР-3 и БМР-3МА. Конструкторами машины здесь был применен принцип раздельного противопульного бронирования с элементами локальной защиты: по кабине, капоту, топливному и гидравлическому баку. Кабина имеет современные интерьер, органы управления и контрольно-измерительные приборы, системы отопления и вентиляции. Толщина триплексных стекол кабины соизмерима с толщиной стекол в БАТ-2. Бульдозер оснащен традиционным для машин такого типа оборудованием – отвал и рыхлитель, собран на отечественных агрегатах.


Была представлен колесная дорожная машина КДМ на современном шасси трактора АТМ 5280

 


(«универсальное устройство российского производства с зарубежными комплектующими», как его позиционируют в Яндексе), где меня впечатлило удобство и интерьер кабины, что до недавнего времени не было характерным ни для нашей отечественной техники вообще, а для военной техники – в частности. Машина предназначена для выполнения задач по подготовке и содержанию путей движения и маневра войск, а ее рабочее оборудование представлено фронтальным погрузчиком и отвалом заднего расположения. Для работы с отвалом, кстати, водителю не нужно ездить с развернутой на 180° головой, и потом остаток жизни мучиться с болями в шее и ходить по врачам. Рабочее кресло водителя в кабине разворачивается на 180° - и там такие же приборы, как и на переднем щитке, и органы управления отвалом. Вот так сейчас, по-современному, решаются такие проблемы. Хотя попытки трансформации рабочего места водителя, надо сказать, были еще на такой достаточно древней инженерной технике, как путепрокладчик ПКТ. Но здесь мы видим ее уже современное решение: с современными джойстиковыми приводами управления, шумоизоляцией, системами отопления и кондиционирования, удобным креслом водителя (сиденьем это дело назвать уже как-то не поднимается рука), - ну и связанным со всем этим качественно новым уровнем эргономики, - то есть удобства управления техникой. Что, несомненно, самым прямым образом влияет и на производительность, и на качество выполнения инженерных задач, как и на проблему сохранения жизни и здоровья людей – что просто не может не радовать. Ну разве что только пока не радует то, что отечественного во всей этой красоте по сути – только отверточная сборка (дизель – Германия; гидромеханическая трансмиссия – Германия; передний мост – Италия; гидравлика Bosch – Германия и т.д.). Будем надеяться, что хоть отвал заднего расположения там российского производства. Он интересен тем, что механизированные крылья отвала расположены по бокам (длина каждого крыла составляет примерно 1/3 части длины центрального отвала. И при складывании крыльев отвала в транспортное положение, бульдозерное оборудование (легко и непринужденно – примерно так говорил один из классиков советского кинематографа, превращая брюки в шорты) убирается в общие габариты базового шасси. А вот в многоцелевом механизированном комплекте оперативного развертывания временных дорог КРВД на шасси КамАЗ-63501 

вроде-бы и всё отечественное. Но ваш покорный слуга, к сожалению, во всём этом наружном великолепии так и не смог найти только одного, казалось-бы самого малого – здравого смысла в применении этой мягко говоря «недешёвой игрушки». Смотрится вроде всё красиво – большой армейский автомобиль со скрученным в огромный рулон 50-метровым настилом типа «циновка». Но куда стелить эту красоту, кто будет по нему ездить, насколько его хватит, и самое главное - будет ли что потом скручивать в рулон и обратно упаковывать на машину, либо, после первого-же применения всё это дело в искорёженном виде придётся волочь в металлом – вот этого мозг отказывается понимать. Одно дело, когда этот, даже с виду хлипкий настил, состоящий из алюминиевых профилей выложен на чистом ровном асфальте на выставке, и по нему ходят люди – все это выглядит довольно красиво. Другое дело, если его выложить где-то в болоте или на неровной местности, бросить в колеи, и по нему пройдет колонна танков (ведь разработчики позиционируют возможность прохождения по нему колесных и гусеничных машин с нагрузкой на покрытие от 12 до 60 тонн). Что от него после этого останется!?? Поэтому мозг и воспринимает эту разработку, как очередную игрушку для генералов, чтобы баловать их на показных занятиях – паркетных играх, и от чего давно пора бы уже всячески уходить и избегать в современное время, - избегать выбрасывания государственных денег на ветер. Может, конечно, я чего-то недопонял в конструкции этого супер-покрытия? Может быть оно только с виду алюминиевое и такое хлипкое, а на самом-то деле – там титан, там какие-нибудь космические суперпрочные сплавы и технологии – но тогда тем более, оправдает ли овчинку выделка? Хотелось бы, конечно, в это верить, но посмотрим, может будущее чего-нибудь здесь прояснит…

     Как и тема с перспективами развития путепрокладчиков, нас интересует и тема развития землеройной техники, которая тоже является профилем нашей деятельности. И если с тем, что может прийти на смену легендарному одноковшовому экскаватору ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-255 – более-менее нам понятно, то на вопрос о замене траншеекопателей ПЗМ-2, БТМ-3 и котлованных машин МДК-2 и МДК-3 на современные образцы отечественного производства, по итогам выставки остался пока-что, к большому сожалению, - тоже риторическим, как и с путепрокладчиками. Может быть потому, что изготовленной в Советском союзе техники этих марок пока что еще достаточно в войсках, чтобы в ближайшей перспективе не думать о ее замене на что-то еще? Хотя, казалось бы, думать о перспективах всегда лучше бы заранее, тем более что производство всех этих видов землеройной техники тоже оказалось за кордоном. А у нас в стране остались только ремонтные инженерные базы, которые могут проводить восстановление такой техники на готовых комплектующих, но уже без перспектив своевременного получения новых и качественных запасных частей и комплектующих, что нивелирует все их производственные возможности, в соответствии с известной пословицей, в которой говорится о том, что из дерьма (простите за выражение, - пытаюсь сгладить его, как могу) конфетку не слепишь, как ни старайся.

     Самой, пожалуй, многочисленной на площадке инженерной техники, была экспозиция грузоподъемной техники, представленной различными автокранами. Собственно говоря, поднятые вверх стрелы автокранов с флагами и были своеобразным маяком, навигатором и визитной карточкой, по которым безошибочно можно было ориентироваться и добраться до площадки с инженерной техникой. На которой были представлены в развернутом виде краны автомобильные военного назначения на шасси полноприводного автомобиля КамАЗ-6560: КС-65713-5М с максимальной грузоподъемностью до 50т; КС-55729-7М с максимальной грузоподъемностью 32т; КС-45719-7М с максимальной грузоподъемностью 16т. Ну а для тех, кто задается вопросом – а почему же эти краны военного, а не общепромышленного назначения, что в них такого особенного? А особенного в них только то, что эта техника заказывается по линии Министерства обороны или МЧС, в соответствии с определенными требованиями, одними из которых являются наличие шасси высокой проходимости, защитная окраска (для МЧС – соответствующая окраска, с символикой министерства), приспособленность к эксплуатации в жестких полевых условиях и в условиях низких температур. Ну и мелочи какие-нибудь, например – куда солдату-водителю, либо оператору крана положить свое личное оружие при действиях на технике. А остальное все будет общепромышленного назначения. Демонстрировалась бурильно-ударная машина БУМ-2 на шасси КамАЗ,  


предназначенная для бурения шпуров в скальных породах и скважин в немерзлых и мерзлых грунтах при производстве буровзрывных работ в ходе фортификационного оборудования позиций войск, а также при выполнении инженерных работ, связанных с бурением грунта и прочных материалов.

 

     Переходим к обзору представленной на выставке инженерной техники, предназначенной для обеспечения преодоления войсками водных преград. Экспозиция такой техники радовала разнообразием. Начнем с мостостроительной техники.

Тяжелый механизированный мост ТММ-7 «Пролет» на шасси полноприводного автомобиля КамАЗ-63501

 

предназначен для устройства мостовых переходов через узкие преграды на путях движения войск. И, по сути, продолжает и развивает наработки, воплощенные в своих предшественниках – ТММ-3, ТММ-3М, ТММ-3М1. От своих предшественников это изделие отличает современное колесное шасси КамАЗ-63501, механическая часть функционирует за счет гидропривода (на предшествующих конструкциях ТММ раскладывание пролетного строения происходило с помощью лебедки базового шасси, и в плане эргономики здесь было много нареканий). Ну и в большую сторону изменилась длина пролетного строения моста, и достигла рекордных 16м, при ширине проезжей части 4м. А вот масса пролетного строения с опорой практически не изменилась и составляет не более 6т при грузоподъемности 60т, так как пролеты моста ТММ-7 (в отличии от предшественников) практически полностью изготавливаются из композитных материалов, за исключением лишь опор и шарнирных соединений, выполняемых из металла. Разработчик и изготовитель изделия – АО «СНСЗ» (Средне-Невский судостроительный завод, г. С-Петербург, пос. Понтонный). Комплект моста остался традиционным и состоит из 4-х мостоукладчиков.

     Мостоукладчик танковый МТУ-72 был представлен в демонстрационной части программы, где успешно справился с учебным заданием и порадовал зрителей своими скоростными и маневренными возможностями.

     Мостостроительная установка УСМ-3 на шасси Урал-53236 предназначена для механизации работ при строительстве низководных мостов (эстакад) через водные, заболоченные и суходольные препятствия. Фактически представляет из себя сваебойную машину с крановой установкой. Демонстрировалась в развернутом для работы виде, и посредине демонстрационной площадке выглядело это весьма впечатляюще, учитывая возможность заколачивать четыре сваи одновременно. А в качестве рабочего органа для установки свай, как мне показалось, используются дизель-молоты ДМ-240, либо что-то - ну очень похожее на них.

     Оборудование для наведения понтонных мостов из комплекта понтонного парка ПП-2005М было представлено двумя понтонными автомобилями на шасси КамАЗ-63501: один – с речным звеном понтонного парка; другой - с береговым звеном. Рядом демонстрировались буксирно-моторные катера БМК-МО, БМК-15 и БМК-МТ - тоже входящие в комплекты понтонно-мостовых и понтонных парков ПМП, ПМП-М, ППС-84 и ПП-2005. Вся эта техника собрана полностью на комплектующих российского производства, выглядела добротно и по-современному.

     Десантно-переправочные средства инженерных войск были на выставке представлены плавающим транспортером ПТС-4


и паромно-мостовой машиной ПММ-2М. Возможности этих машин посетители форума могли также посмотреть в демонстрационной части программы 18 августа, при отработке учебной задачи по переправе войск на озере «Комсомольское». И заключительным позитивным аккордом этой программы стал танец на воде паромно-мостовых машин, который продемонстрировали их экипажи из г. Волжский, показав публике при этом виртуозное владение такой габаритной и громоздкой техникой как ПММ-2М.

 

     Что же касается внешнего вида и характеристик самой этой техники, то ПТС-4 – это, несомненно, неплохая попытка, используя хорошие и добротные советские наработки по ПТС-2, усовершенствовать и модернизировать его в духе современных требований, и, что очень важно - организовать производство такой техники в своей стране и на отечественных производственной базе и комплектующих. Позиционируется, что машина сконструирована на шасси танка Т-80. Что и не удивительно, ведь изготовителем машины является не кто иной, как ОАО «Омский машиностроительный завод». Правда при этом под аббревиатурой «базовое шасси», видимо подразумевается только одна ходовая часть. По сравнению с ПТС-2 машина «подросла» по техническим характеристикам и возможностям. В частности, грузоподъемность машины при движении по суше/по воде составляет 12/18 тонн, а у ее предшественника: ПТС-2 - 12/12 тонн. И, как мне визуально показалось, габариты кузова тоже подросли. По крайней мере реактивная система «Торнадо» на шасси Урал, загруженная на транспортер – машина сама по себе не маленькая, чувствовала себя в кузове транспортера довольно вольготно, и с каждой стороны машины до бортов транспортера оставалось примерно по 30 сантиметров, и ни о каком «миллимитраже» там не было и речи. Также машина получила более мощное вооружение в виде 12,7мм пулеметной установки закрытого типа. Широким массам эта машина была презентована на выставке в 2007 году. После испытаний в 2011 году образец был принят на вооружение.

     Паромно-мостовая машина ПММ-2М была разработана еще в советское время для замены легендарного ГСП (гусеничный самоходный паром). Ходовая часть машины собрана на узлах советского танка Т-64. Базовая грузоподъемность – 42,5т. Для повышения грузоподъемности, конструкция машины позволяет производить сборку паромов из нескольких (до трех) самоходных паромов ПММ-2М, с увеличением грузоподъемности до 85т (сборка парома из 2-х машин), и до 128т (сборка парома из 3-х машин).

 

     На отдельной площадке демонстрировались многофункциональные роботизированные комплексы разминирования: Уран- 6 и пожаротушения: Уран- 14. А также были представлены более мелкие робототехнические инженерные средства на радиоуправлении, предназначенные в основном для решения задач по поиску и обезвреживанию взрывных устройств – их специалисты показывали в действии и давали управлять ими всем желающим, основную часть из которых составляли, естественно, дети.

     Рядом, в палаточном павильоне, также всем желающим, была предоставлена возможность ознакомиться и позаниматься на современных компьютерных тренажерах инженерной техники – там были представлены тренажеры путепрокладчика БАТ-2 и мостоукладчика танкового МТУ-72. Оборудование кабин этих тренажеров и все органы управления полностью соответствуют оборудованию кабин и отделений управления соответствующей реальной техники, а гидроприводы качания кабин вкупе с современной электронной базой и шумовыми эффектами работающего двигателя полностью погружали обучаемых в реальные условия движения и выполнения учебного задания. Причем возможности этих тренажеров, что немаловажно, позволяют осваивать и оттачивать не только навыки механиков-водителей в управлении машиной, но и навыки в применении рабочего оборудования машин. Это очень важно для сохранения ресурса дорогостоящей и сложной современной инженерной техники, и хотелось бы надеяться, что такие современные тренажерные комплексы имеются не только на выставке, а во всех инженерных учебных заведениях и в учебных частях инженерных войск, согласно их профиля подготовки специалистов. В этом-же павильоне интересно было посмотреть на макеты инженерной техники и на современные образцы формы одежды и амуниции специалистов инженерных войск.

 

     Подводя итоги посещения шестого международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020» хотелось бы сказать, что несмотря на то, что по представленным на нем образцам ВВСТ инженерных войск практически не было отличий от экспозиции прошлого года, как не было пока и ответов на некоторые вышеизложенные вопросы, которые мы ждем. Тем не менее – общее впечатление от посещения выставки, - оно очень позитивное. Порадовала радостная, праздничная и доброжелательная атмосфера форума. Порадовало то, что даже несмотря на продолжающиеся карантинные мероприятия, многое можно было посмотреть, потрогать и ознакомиться как с наружным, так и с внутренним устройством машин, позаниматься на тренажерах. Порадовала демонстрационная часть программы на полигоне Алабино, хоть организаторам пришлось ее проводить в несколько измененном и усеченном виде, по сравнению с прошлыми годами. Ну и все-же порадовал определенный прогресс в развитии ВВСТ инженерных войск: инженерная техника, хоть и не спеша, но все-же меняется в лучшую сторону. Развитие ее идет, повторяю, - пусть и не так быстро, как бы этого хотелось. Понятно, что при таком состоянии армии, в каком она оказалась на начало 21 века, и при таких финансово-экономических возможностях государства, - возможностей динамично восстанавливать, развивать и насыщать новой техникой одновременно все рода войск, естественно пока что не хватает – ведь для этого нужны огромные материальные затраты, поэтому во главе угла стоят, естественно, те рода войск и виды Вооруженных Сил, от состояния которых зависит стратегическая безопасность страны. Что-же касается развития и совершенствования инженерных ВВСТ, то оно идет может и по остаточным, но зато по вполне понятным и здравым принципам, где в первых строчках стоят такие, как отталкиваться и развивать лучшие и проверенные временем советские наработки в области инженерных ВВСТ; перевод производства инженерной ВВСТ на российскую научно-производственно-техническую базу; замена базовых шасси инженерных ВВСТ современными гусеничными и колесными шасси; улучшение эргономики и производительности инженерных ВВСТ, в комплексе с решением проблемы по сохранению жизни и здоровья людей, эксплуатирующих эту технику; внедрение роботизированных и автоматизированных систем, тренажеров. Поэтому, заканчивая эту статью на позитивной ноте, хочу отметить и сказать еще раз большое русское спасибо за этот позитив всем организаторам выставки, организаторам и участникам инженерной экспозиции и демонстрационной части программы, трудящимся промышленных предприятий и организаций, которые приложили максимум усилий и дали посетителям выставки самое главное – надежду на хорошие перспективы и позитивные перемены в оснащении войск и состоянии боеготовности армии, и неотъемлемой её части: Инженерных войск Российской Федерации.

 

22.09.2020