
В первые послевоенные годы дизели типа В-2 (12ч-15/18) стали широко применяться и изготавливаться крупными партиями не только для военной техники, но и для народнохозяйственных машин. Жесткие требования по количественному выпуску двигателей в некоторой степени сдерживали внедрение в производство ряда новых конструкторских решений.
Кроме того, в 50-х годах, по взглядам руководителя СССР Н. С. Хрущева, бронетанковая техника рассматривалась вообще как второстепенный элемент вооружения в связи с появлением ракет как "основного и глобального вооружения Армии". Ряд конструкторских разработок по модернизации дизелей был приостановлен, финансирование их прекращено. Что касается организации научно-исследовательских работ по дизелям типа В-2, то следует отметить, что в 50-е - 60-е годы в стране осложнилась координация этих работ, так как моторостроительные предприятия из единой отрасли промышленнос-ти - Министерства транспортного машиностроения СССР - были разделены по разным совнархозам, а после ликвидации последних - по разным министерствам.
В таких сложных условиях создавались дизели В-401Г, В-54В, В-54П и им подобные. Кроме того, в то время проблемам токсичности отработавших газов и экономии моторного масла не придавали такого значения, как в последние годы.
В современных условиях "вторую жизнь" дизелям семейства В-2 дает модернизация с применением деталей - и в первую очередь цилиндропоршневой группы - спроектированных и изготовленных по новейшим технологиям и обеспечивающих улучшение параметров технического уровня дизелей - надежности, шумности, токсичности, экономичности.
Такие работы проводит Производственная группа "Батмастер", обладающая опытом проектирования поршней и производящая ряд ответственных деталей двигателей на собственной промышленной базе.
Рассматриваемые дизели типа В-2 относятся к числу безнаддувных, с убранными агрегатами, двухблочных (двухрядных), четырехтактных, двенадцатицилиндровых, с V-образным расположением блоков цилиндров, с принудительным жидкостным охлаждением дизелей. В зависимости от своего назначения указанные дизели отличаются друг от друга конструкцией отдельных составных частей или установкой дополнительных сборочных единиц. Базовым двигателем этого семейства является дизель В-55В.
Технические характеристики дизелей типа В-2 (12ч-15/18):
Параметр, показатель, характеристика | Единица изм. | Марка дизеля | ||||||||||||
В-55В | В-55У | В-54В | В-38 | В-54Г | В-401 | В-401М | В-401Г | В-650 | В-650Г | В-54П | В-54Т | В-105В | ||
Число цилиндров | 12 | |||||||||||||
Максимальная мощность | кВт (л.с.) | 442+4 600+6 | 456+5 620+6 | 394+4 (535+5) | 305+3 (415+4) | 221+2 (300+3) | 258+3 350+4 | 202+4 275+5 | 294+3 400+4 | |||||
Частота вращения вала при max мощности | с-1 (об/мин) | 33,3 (2000) | 26,6 (1600) | 28,3 (1700) | 30 (1800) | 26,6 (1600) | 33,3 (2000) | |||||||
Максимальный крутящий момент | Н м (кгс м) | 2158+ +245 (220+ +25) | 2305+ +245 (235+ +25) | 2158+ +196 (220+ +25) | 2060+ +196 (210+ +20 | 2158+ +196 (220+ +25) | 1960±98 (200±10) | 1472+ +147 (150+ +15) | 1619+ +147 (150+ 15) | 1354+ +147 (138+ +15) | 1619+ +245 (165+ +25) | |||
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте | с-1 (об/мин) | 20+3,33 (1200+ +200) | 20+1,66 (1200+ +100) | 16,7+ +3,33 (1000+ +200) | 15+1,66 (900+ +100) | 16,7+ +1,66 (1000+ +100) | 15+3,33 (900+ +200) | 18,3+1,7 (1100+ +100) | ||||||
Рекомендуемый диапазон изменения рабочей частоты | с-1 (об/мин) | 26,4+ +4,98 (1600+ +300) | 26,6+ +3,33 (1600+ +200) | 26,6+ +3,33 (1600+ +200) | 25+ +3,33 (1500+ +200) | 24,1+ +2,46 (1450+ +150) | 26,6+ +4,98 (1600+ +300) | |||||||
Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу | с-1 (об/мин) | 8,3 (500) | 10 (600) | 8,3 (500) | ||||||||||
Максимальная частота вращения на холостом ходу | с-1 (об/мин) | 38,3 (2300) | 37,5 (2250) | 38,3 (2300) | 37,5 (2250) | 32,5 (1950) | 32,5 (1950) | 35 (2100) | 31,7 (1900) | 37,5 (2250) | ||||
Угол опережения подачи топлива | град. | 35+1 | 37+1 | 30+2 | 27±0,5 | 29±0,5 | 30±0,5 | 27±0,5 | 30+2 | |||||
Удельный расход топлива, не более | г/кВт ч (г/л.с. ч) | 248 (182) | 249 (182) | 252 (185) | 250 (184) | 252 (185) | 245 (180) | 237 | 245 (180) | 231±13,6 (170±10) | 246 (181) | 252 (185) | 248 (182) | |
Удельный расход масла, не более | г/кВт ч (г/л.с. ч) | 9,5 (7) | 5.2 | 9,5 (7) | 12,2 (9) | 10,9 (8) | 12,2 (9) | 12,2 (9) |